История Sony Playstation начинается в далёком 1988 году. 16-битные консоли только появились и Sega
вступила в войну со своей второй консолью Megadrive (известной американцам под названием
Genesis). Nintendo начала работу над приставкой Super Nes, которая должна была сменить восьмибитную
Nes. Одним из компонентов SNES был звуковой чип, разработанный компанией
Sony. В это время CD-ROM осваивался Sony. Nintendo
почувствовала выгоду в этой технологии и вместе с компанией Sony начала разработку CD-ROM
дополнения для Super Nintendo под кодовым названием Super Disc, в надежде составить
конкуренцию компании Sega с её Sega CD. Playstation - детище
Кена Кутураги. Он увлекался новейшими технологиями и стремился привнести последние разработки в мир видеоигр. Разрабатывая консоль нового
поколения, он уже знак как назвать её. Он решил, что если компьютеры, используемые для работы называются рабочими станциями (workstation),
то игровую систему следует назвать игровой станцией (Playstation).
Однако Nintendo не сошлась с Sony по вопросу лицензирования - Sony
настаивала на своей монополии на лицензии, что никак не могло устроить игрового гиганта. Контракт был разорван.
Nintendo начала переговоры с Philips о разработке CD-дополнения для
SNES. Sony была в ярости, но ей ничего не оставалось как смириться с положением дел.
Не желая забрасывать все свои
труды, Sony решила продолжать разработку приставки в одиночку. Финальная 32-битная версия приставки была далека от
первоначального проекта. Для Sony это уже был не просто бизнес, а дело чести. Все силы были направлена на то, чтобы
свергнуть Nintendo с пьедестала. Время показало, что Playstation обошла
Nintendo 64, несмотря на более высокие технические характеристики последней. В отличие от приставок предыдущего поколения,
Playstation разрабатывалась с расчётом на трёхмерные игры, она была способна прорисовывать качественную трёхмерную
графику, строить трёхмерное окружение, в котором игрок мог путешествовать, исследовать каждый уголок и иметь полную свободу передвижения.
CD диски, использовавшиеся в качестве носителей позволяли создавать огромные виртуальные миры, сопровождать их
высококачественным звуком и видеорядом. К тому же, если разработчик считал недостаточным 700-мегабайтный диск для своей задумки, он запросто мог
использовать второй, третий и т.д. (например Riven - продолжение известнейшей игрушки Myst
вышла на 5 дисках). Такие масштабные игры как правило не могли быть пройденными за день, необходимо было сохранять свои достижения и продолжать
некоторое время спусти, однако для таких масштабных игр система паролей не всегда могла подойти, поэтому разработчики предусмотрели специальный
носитель информации Memory Card, который сохранял данные об игре. Карта, величиной со спичечный коробок вставлялась в
слот над портом джойстика и при необходимости, игрок мог взять её с собой в гости. В декабре 1993 года технические возможности
Playstation были представлены европейским разработчикам, а в начале 1994 года и американским.
Менее года спустя, в декабре 1994
года свершилось, приставка была запущена в Японии в комплектации SCPH-1000, она была оснащена S-Video портом, который
в последующих моделях был убран, чтобы снизить себестоимость, в комплекте был джойстик SCPH-1010, архитектура комплектующих была ревизии А. В
том же месяце европейское отделение Sony собрало конференцию разработчиков в Лондоне. Ridge Racer
и Toshinden стали настоящими хитами в Японии В мае 1995 года количество продаж Playstation
в Японии перевалило за один миллион, в том же месяце на выставке Е3 была объявлена цена в 299$ на приставку, в
Северной Америке и Европе запуск системы произошёл 9 сентября. Приставка пользовалась огромным успехом, во многом благодаря мощной финансовой
поддержке со стороны компании, которая позволила приставке войти и распространиться на рынке игровых приставок, а также заручиться поддержкой
огромного количества компаний, разрабатывавших приставочные игры. Фурор, который произвела Playstation в игровой
индустрии заставила Sega и Nintendo встрепенуться и всерьёз задуматься о
конкурентоспособности своих решений в свете появления столь сильного противника. Playstation имела большое
преимущество перед своим главным конкурентом - Saturn. Во-первых, разработка игр для Playstation
была намного проще, и это привлекало сторонних разработчиков игр, во-вторых стоимость приставки была ниже сатурновской на целых 100
долларов, что было очень весомым аргументом для покупателей при выборе приставки. За два дня в Северной Америке было продано более 100
тысяч приставок. Появилась комплектация SCPH-1001, отличавшаяся от японского варианта красочной коробкой, со скриншотами из самых известных игр
того времени, кроме того архитектура приставки получила ревизию В. В ноябре вышла комплектация SCPH-3000, с более низкой ценой, но без
S-Video, а в марте 1996 года свет увидела комплектация SCPH-3500 с двумя джойстиками в комплекте. Выпуск таких игр как
Tekken и Mortal Kombat 3 подстегнули продажи приставки. В мае Sony
объявила о понижении цены до 199$, а после того как вышел вариант SCPH-5501 с отсутствующими аудио и видео выходами по
цене всего 149$, Playstation заняла лидирующие позиции в игровой индустрии.
1997 ознаменовался появлением первого
аналогового джойстика для Playstation (SCPH-1150). На нём были два аналоговых манипулятора и вибромотор, позволявший
джойстику вибрировать в определенные моменты игры. Общее число продаж приставки перевалило за 16 миллионов. Parappa the Rapper,
Final Fantasy VII, Tekken 2 - наиболее значимые игры, вышедшие в 1997 году.
В
1998 году была выпущена небольшая партия тёмно-синих приставок, стандартная же комплектация теперь включала аналоговый джойстик, в котором было
два режима вибрации. К концу года общее число продаж Playstation превысило 43 миллиона приставок. Была выпущена одна
из самых реалистичных автогонок на Playstation - Gran Turismo. Игроки были поражены качеством графики.
Цена на приставку опустилась до 99$ В 1999 году количество продаж достигло отметки 65 миллионов приставок.
2000 год ознаменовался выпуском
Playstation 2 в Японии, была выпущена модифицированная Playstation, получившая название
PSOne. Новая версия приставки была почти в три раза меньше оригинальной Playstation! Это
позволило ей стать более мобильной. Её легко было взять с собой в поездку и поиграть в любимые игры. По некоторым данным, эта версия была
чуть мощнее обычной приставки. В 2001 году был выпущен пятидюймовый жидкокристаллический дисплей для PS One, и
приставка была уже практически мобильным устройством, в 2002 году вышла даже специальная комплектация SCPH-141, с этим ЖК дисплеем. К концу 2002
года общее число проданных приставок вплотную приблизилось к 90 миллионам, а игр было выпущено около 1300 наименований. В марте 2006
года было прекращено производство приставки Playstation в связи с подготовкой к запуску приставки нового поколения
Playstation 3. За всё время было продано свыше 100 миллионов приставок по всему миру, приставка поддерживалась на
протяжении 11 лет, продолжая развиваться наряду с приставками нового поколения. Популярность первой Playstation просто
невероятна. Эту приставку можно смело назвать самой удачной за последние десятилетия. Родившись на закате 16-битной эры, она прожила долгую,
яркую жизнь. Несомненно Sony сделала неоценимый вклад в развитие игровой индустрии. Эта приставка навсегда останется в
наших сердцах.
|